Ученые США провели интересный эксперимент. Шесть мам согласились учить своих новорожденных ребятишек ходить. Они «ставили» их на стол, а фактически просто держали под мышки и шли тихонько вдоль стола так, чтобы малыши сначала только касались стола ступнями ног, но этого было достаточно, чтобы работал шаговый рефлекс и ножки переступали. Головка ребенка при этом была опущена на грудь, но это «ходьбе» не мешало. Упражнения сначала длились всего по одной минуте трижды в день. Вскоре малыши уже начали хорошо переступать ногами, и мамам не нужно было держать их на руках, они лишь помогали детям сохранять вертикальное положение.
В результате малыши начали ходить самостоятельно в семь-восемь месяцев, а их сверстники, лежавшие в это время запеленатыми в кроватках, только в двенадцать, как полагается всем «нормальным» детям.
Но удивило ученых не столько их раннее овладение ходьбой, сколько другое обстоятельство — все шестеро малышей обгоняли сверстников и в умственном развитии.
У новорожденного малыша есть несколько рефлексов, некоторые из них позже исчезают. Никитины предложили не ждать их исчезновения, а наоборот, развивать, чтобы рефлексы постепенно переходили в умения.
Можно, например, успешно использовать плавательный рефлекс новорожденных и научить плавать детишек в первые месяцы их жизни. Никитины приводят статистические данные: более шестисот детей, научившихся плавать раньше, чем ходить, превышали по умственному развитию детей, не обучавшихся плаванию в столь раннем возрасте.
Таким образом, если не заставлять малыша в первые месяцы жизни лежать завернутым в кроватке, если не ждать, пока исчезнут врожденные рефлексы (это происходит примерно через три месяца), а попытаться их использовать и развить, тогда малыш будет успешно развиваться не только физически, но и умственно. Очевидно, что при овладении ползанием, ходьбой, плаванием и гимнастикой совершенствуется весь мозг в целом.
В первый год жизни овладение движениями для ребенка — один из главных видов умственной работы малыша. Каждый раз — это открытие: вот так можно и вот так… Это эмоции — радость, удивление, иногда страх, иногда боль, но всегда ступенька, одолев которую человек делает шаг вперед и вверх. Физическое движение — это одновременно и движение интеллектуальное. Посмотрите, как сын Никитиных Алеша соединяет эти два занятия.
Мама переносит его в комнату и кладет в кроватку. «Он тут же поднимается и, ухватившись за перильца, пускается в „путешествие» по кроватке. Надолго останавливается у полотенца: берет его и сваливает к ногам; кряхтя, наклоняется, при этом стукается лбом о перильца кроватки, всхлипывает, но полотенце все—таки поднимает и… снова роняет. Наклоняясь в третий, четвертый раз, он уже жмурится и с опаской поглядывает на близкие перильца, но лбом не задевает их».
В предыдущей главе мы говорили о том, что, когда малыш начинает ползать, можно сделать или установить для него маленький спортивный комплекс, и приводили рекомендации Никитиных, какие элементы в нем желательны. А теперь обратимся непосредственно к тем упражнениям, которые они сами использовали для своих детей.
Комментарии закрыты.